За что критиковали великого живописца Перова?

Особой критике подвергались картины, связанные с церковью.

Картина В.Г. Перова расположена в Третьяковской галерее, источник Яндекс картинки

Картина В.Г. Перова расположена в Третьяковской галерее, источник Яндекс картинки

Многие наверное знают, а может и видели воочию картину художника Василия Перова «Крёстный ход на Пасхе», написанная в 1861ом году. Сама картина была принята неоднозначно. Нашлись те, кто хвалил Перова за художественное мастерство и, как это ни странно, за смелость. Но в своём большинстве критики того времени высказали своё возмущение, которое было настолько массовое, что «Крёстный ход» запретили показывать на территории Российской империи. Однако российский меценат Павел Третьяков купил картину Перова для своей галереи. И за совершение этой покупки Третьяков подвергся «неодобрению» Священного Синода, а сам художник мог отправиться в ссылку на Соловки.

Крестный ход 19й век, источник Яндекс картинки.

Крестный ход 19й век, источник Яндекс картинки.

Что же такого «порочащего церковь» было в картине живописца? Дело в том, что из всех представленных на картине персонажей, нет ни одного трезвого. Каждый нарисованный на картине человек, начиная от крестьянина, несущий вверх ногами икону, и до попа «слегка употребившего», все пьяны в «стельку». Ну может быть кроме женщины, «отмачивающая» на крыльце мужчину. Именно за это изображение всей «исподней» церковной культуры и подвергся особой критике Василий Григорьевич Перов. Однако сам художник говорил, что ничего антирелигиозного не изображал. Он всего лишь запечатлел на картине реальность, которую лично лицезрел в одной из российских деревень.

Вся процессия, представленная на картине Перова, являлась традиционной для многих сельских населённых пунктов России того времени. Во время Пасхальной недели в сёлах и деревнях служили молебны. И во время молебна, многие священники делали обход по домам, вместе с причтом и церковными иконами. Целью такого обхода для небогатых сельских священников была пасхальная «подработка». Услуга была добровольная, но как это обычно бывает, все добровольное превращается в принудительное. Православным было неудобно отказаться от такой «услуги» – страшно, потому как с этим связывали массу суеверий. Но и платить попу деньги, которых и так у многих крестьян не было, желания особого не возникало. И «православные» нашли выход из положения: проще всего было напоить священника и всю «святую» процессию. В этом случае можно было «откупиться» и меньшим пожертвованием. А так как крестный ход накладывался на застолья в честь Пасхи, то в итоге трезвыми оставались… Да никто не оставался трезвым. Напивались все.

О таком пасхальном молебне было написано в «Записках сельского священника». Во всех красках дано описание Крестного хода, состоявшееся в 1880ом году в одной из деревень Саратовской губернии. Автор пишет, что молебны служат во всех домах без исключения. Богоносцами – те, кто нёс во время процессии иконы, были холостые парни. Их задача состояла в том, чтобы высматривать себе невест. За ними шли «поющие», как правило из церковного хора. Но по мере «обхода» к поющим присоединяются «подпевающие» – те, кто на «халяву» пытался угоститься. «В первый дом мы и вошли: поп, дьякон, пономарь, пятеро богоносцев, церковный сторож, дьяконица, дьячиха, пономарица, просвирня, четыре юнца и шесть старух-богомолок. Итого девятнадцать человек. Больше в избу не влезло», – пишется в «Записках…»

После этого священник начинал молиться. Однако хозяева, желая по скорому провести весь обряд, сразу же начинали «отдариваться» – хлеб-соль, яйца и если есть, то деньги. А присутствующим наливают чарки. Похристосовались, загрузили «подарки» на телеги и к следующему двору. Через пятнадцать-двадцать дворов процессия полностью пьяная. А сам ритуал как таковой заканчивался на пятом дворе. Каждый, кто участвовал в Крёстном ходе старался первым «вломиться» в дом и взять причитающееся ему яйцо, грош и хлебец. И если в первые разы ещё как-то соблюдался чин, то ближе к концу и этого не было.

В.Г. Перов, источник Яндекс картинки.

В.Г. Перов, источник Яндекс картинки.

Собственно, часть этого «ритуала» и запечатлел на своей картине Василий Перов. Но в Соловецкий монастырь пообещали сослать именно его, а не тех священников, кто устраивал подобные «пасхальные молебны».