Римский папа в образе Сатаны

Обидев художника, можно получит неприятные для себя последствия, даже если обидчик претендует на папский престол.

Источник Яндекс картинки
Авторы канала «Дежурный по Риму» пишут, что эта чудесная римская легенда относится к середине семнадцатого века. В то время Джовани Баттиста Памфилий, являющийся представителем Святой церкви в «звании» кардинала, невзлюбил одного из представителя искусства – Гвидо Рени. Кардинал своё недовольство высказывал тем, что постоянно критиковал работы Рени, его живопись и скульптурные работы. И кроме этого являлся распространителем всяческих слухов в отношении художника.
Но думается, что Памфилию было по большому счёту наплевать на Рени. Вся эта критика и слухи были направлены на римскую аристократию. А если точнее, то на семейство Барберини, которые выступали частыми заказчиками работ римского художника. Распуская слухи и наводя критику тем самым кардинал пытался скомпрометировать репутацию «высокого» семейства.
Однако, как правило, художники являются очень тонкими натурами, и несколько тяжело переносят всякую критику. Попав в эпицентр «чужой войны», Рени затаил обиду на кардинала. Осталось только найти способ, как выплеснуть эту обиду наружу. И в случае с Гвидо Рени всё предстало так, что урок, преподнесённый художником кардиналу, запомнился на все последующие времена.


Архангел и сатана, источник Яндекс картинки

Архангел и сатана, источник Яндекс картинки
Однажды у Рени заказали «сотворить» алтарную панель с изображением архангела Михаила. Эта панель должна была встать в свежепостроенной церкви Святой Марии Непорочного Зачатия – Santa Maria della Concezione dei Cappucini. Эта церковь существует и по сей день, и если вдруг придётся побывать в Риме, то поезжайте до станции метро Барберини и посетите эту церковь капуцинов. И уже там присмотритесь к изображению архангела, особенно к тому, кого попирает нога Михаила, обутая в красивый сандалий голубого цвета. И если вдруг вы почувствуете, что лицо Сатаны, а это именно на его голове находится нога архангела, вдруг вам знакома, то не сомневайтесь – им является лицо самого кардинала Джованни Баттиста Памфилия. И в этом нет никаких сомнений, потому как после выставления на обозрение творение Рени, римляне не сговариваясь утверждали, что Сатана очень похож на кардинала. Получился конфуз.
Историки утверждают, что заказчик строительства церкви, другой кардинал Антонио Барберини, затребовал у Рени объяснений. На что художник ответил, будто образ Сатаны привиделся ему во сне, и ему пришлось этот образ перенести на холст. А все «похожести» – всего лишь совпадения. И, мол, Рени так жаль, что его «герой» получился похожим на Памфилия, но это «наитие свыше», и ничего тут не поделаешь.
Говорят, что кардинал получил ответ художника, и ему хватило ума никак не реагировать на этот «выпад». Постепенно про Сатану Памфилия и говорить перестали. А ведь в первое время римский народ специально ходил в эту церковь, что бы поглазеть на картину. И Рени даже приобрёл известность. Но как говорится – время лечит.


Портрет папы Иннокентия X, источник Яндекс картинки

Портрет папы Иннокентия X, источник Яндекс картинки
Но спустя десять лет после случившегося конфуза, на уже почти забытую историю снова «плеснули масла в огонь». В 1644ом г. кардинал Памфилий становится папой римским, и входит в Ватикан под именем Иннокентий Х. Именно Иннокентию Рим обязан нынешним видом Навоны, фонтаном Четырёх Рек, истории с донной Олимпией и ещё много чем другим.
И вдруг опять вспомнился образ того, кого попирает нога архангела в церкви Святой Марии Непорочного Зачатия. И римляне, а вместе с ними и гости Рима, вновь отправились смотреть на папу римского, то есть на Сатану. Однако и в этот момент Памфилий, вернее Иннокентий Х проявил благодушие и не предал анафеме творение Гвидо Рени. И правильно сделал. Просто никогда не обижайте художника, кем бы он не был. Мало ли в какую историю можно вляпаться.
А сандалии и впрямь зачётные.