Механизм «окатоличивание» православных украинцев в Речи Посполитой

Религиозный вопрос в отношениях поляков и украинцев зачастую приводил к взаимной ненависти и становился поводом к восстанию.

Источник Яндекс картинки

Источник Яндекс картинки

Ярким примером подобного недовольство стало восстание под руководством Богдана Хмельницкого в 1648ом году. Поляки, придерживающиеся католицизма, не считали украинцев-православных равными себе. Поэтому со стороны католиков в сторону последних постоянно шли какие-либо ограничения и даже издевательства. И если простонародье достаточно было склонить к церковным униям, то есть «настоять» на присоединении к католичеству. То в отношении украинской «элиты» такое «добровольное» присоединение не работало. Однако поляки в сторону тех, кто не желал переменить веру и тем самым купить себе место в высшем свете Речи Посполитой, стали использовать другой механизм «окатоличивания». О подобной тактике рассказывал российский историк, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук Николай Иванович Костомаров, живший в девятнадцатом веке.

Эксперт рассказывает, как одни из «лучших педагогов» того времени, каковыми являлись иезуиты, и заинтересованные в распространении католичества, применяли свои возможности для «превращения» православных украинских подданных Речи Посполитой в ярых католиков. И в этом примере можно отследить момент того «программирования» молодёжи, которое так широко используется в современных реалиях. Собственно, иезуиты и стали «изобретателями» подобного универсального рецепта по идеологической обработке молодого поколения. В этом случае можно заменить католичество и православие на любые другие «темы» и вот он – готовый рецепт влияния.

Священник Иезуит, источник Яндекс картинки

Священник Иезуит, источник Яндекс картинки

Костомаров пишет, что иезуиты с невероятным искусством могли сначала заинтересовать юношество, а затем и подчинять его. Родители такой молодёжи сами отдавали их на учёбу в католические школы, потому как считалось, что в подобных учебных заведениях происходит самое лучшее и быстрое обучение латинскому языку, знание которого являлось признаком учёности. Богатые и зажиточные паны «отчисляли» таким школам определённое пожертвование и это давало возможность обучать и воспитывать тех детишек, чьи родители не могли позволить себе отдать своё чадо учиться. Таким образом иезуиты «заработали» себе статус «бескорыстных, проявляющих христианскую заботу о ближних».

«Они умели привязывать к себе детей. Внушать им согласные со своими целями убеждения и чувствования, и так глубоко укоренять их в своих питомцах, что к природе последних будто прирастало навсегда то, что было приобретено в иезуитской школе», – отмечал историк. И добавляет, что основной целью иезуитов в русских краях было обращение как можно большего количества православных в католичество, а заодно внушение и презрение ко всему русскому в общем и к православию в частности.

В школе, источник Яндекс картинки

В школе, источник Яндекс картинки

Для этого «учителя» использовали не конкретные доводы и научные убеждения, а средства, очень хорошо действующие на юношество во все времена: показные религиозные обряды, демонстрация различных «чудес» и знамений, сценические представления, игры. Всё это было направлено на то, чтобы незаметно привлечь внимание детских сердец ко всему католическому миру. Иезуиты даже использовали в своих интересах те отрицательные черты характера молодёжи, которые свойственны им в подростковом возрасте. Они не только не препятствовали «шалостям», но даже сами подстрекали их совершать, направляя против православных людей и православного богослужения. Подростки могли с криками ворваться в церковь во время службы, напасть на церковные шествия или обругать православных церковных служителей.

В то же время иезуиты клятвенно уверяли родителей подобных «хулиганов», являющиеся по большому счёту православными и недовольными выходками своих отпрысков, что ни в коем случае не причастными к подобным деяниям. И вообще, у них даже мысли не возникает о том, чтобы «настраивать» русских против православия. «Восточная и западная церковь равны между собой. А мы заботимся только о просвещении», – говорили иезуиты. И даже в определённый и «нужный» момент они могли отговорить своих подопечных от принятия католицизма. Но все такие «подопечные» воспитывались так, что рано или поздно сами «обращались», а затем такое обращение приписывали как «наитие свыше». Ну а уже после этого, духовные отцы «новообращённых» подсказывали им «верный путь», который всегда был направлен против «русского мира».