Хроника первых танков

В сентябре 1916го года прошёл «премьерный показ» тяжёлых машин на гусеничном ходу.

Случилось данное событие пятнадцатого сентября в самый разгар первой мировой войны. Англичане впервые использовали своих бронированных «монстров», как позже в прессе именовались танки Mark I.

Сражение на извилистой и болотистой реке Сомма протекало на протяжении почти двух месяцев. И оно было достаточно кровопролитным. Со стороны британцев, которыми руководил генерал Г.С Роулинсон, готовилось наступление на немецкие войска. Командование британской четвёртой армии вполне оптимистично смотрели на прорыв оборонительных позиций германцев, а сразу после прорыва планировался разгром четвёртой и шестой немецких армий.

Mark1, источник Яндекс картинки

Mark1, источник Яндекс картинки

В помощь англичанам должны были прийти союзники: шестая французская армия под командованием М.Э. Файоля, а также третья английская армия генерал-лейтенанта Э.Г. Алленби. Двадцать четвёртого июня 1916го г. более двух тысяч артиллерийских орудий открыли свой ураганный огонь по позициям противника, чем и ознаменовали начало наступления. После артподготовки, союзные войска поднялись в атаку.

Но к сентябрю жестокие бои продолжались всё в той же местности. Немцы умело оборонялись, не давая французам и англичанам продвинуться вперёд. Все оборонительные позиции были умело оборудованы рядами колючей проволоки и хорошо укреплёнными пулемётными позициями. Прорвать их могло только какое-либо «волшебное средство». Но к этому времени в Лондоне уже имелось подобное средство. В феврале 1916го г. закончились первые официальные испытательные мероприятия танка Mark I, и к лету было изготовлено порядка ста таких машин. Но как выяснилось половина из этих изготовленных «монстров» были непригодны для использования на фронте. В итоге, до места боевых действий добралось только тридцать два танка. В их задачу входило подавление пулемётных позиций немцев.

Британцы и Mark1, источник Яндекс картинки

Британцы и Mark1, источник Яндекс картинки

В условиях утреннего тумана, незаметные с вражеских позиций, но наводя на немцев ужас своими стальными дребежаще-орущими звуками, в пять тридцать утра Марки «доковыляли» до немецких позиций. Девять машин сходу овладели передовой линией германцев Флер-Гведенкур и взяли в плен триста солдат. Остальные танки также выполнили свои задачи по подавлению пулемётных точек, что позволило отодвинуть фронт на пять км вглубь. Но за десять часов боёв линия фронта так и не была прорвана. Из всех тридцати двух машин только восемнадцать приняли участие в атаке. Остальные либо застряли в болотистой местности, либо вышли из строя по техническим причинам. И в дальнейшем во время Первой мировой, танки так и не стали основной боевой единицей, которая могла бы менять весь ход боевых действий. Почему так вышло? Стоит обратить внимание на статистику испытательных мероприятий Марков.

Англичане писали, что за три дня испытаний каждый из испытуемых прошёл порядка тридцати восьми км за десять часов, потратив при этом триста сорок литров топлива, семь литров воды и пятнадцать литров смазки для гусениц. Всё это усреднённые показатели. При этом средняя скорость танка составляла примерно пять км/час. И каждые десять минут машины останавливались из-за перегрева.

Эти показатели говорят о том, что танки того времени просто физически не могли устроить молниеносную войну. Их приходилось снабжать топливом и маслом через местность, где застревали сами Марки. И это не беря в расчёт боеприпасы, запчасти и всякое барахло, которое требовалось экипажу. А при появлении танков Mark IV и V, предназначенные для прорыва линии обороны, все эти «исходные данные» повысились в разы.

Mark5, источник Яндекс картинки

Mark5, источник Яндекс картинки

Тем не менее сражение на Сомме стало точкой отсчёта для появления нового вида вооружения, позже превратившееся в самое грозное оружия во всех армиях мира.